Как пишется «смотрешь» или «смотришь»?

Рубрика: word

смотрешь или смотришь

В без­удар­ном окон­ча­нии сло­ва «смот­ришь» пра­виль­но пишет­ся бук­ва «и».

Чтобы понять, поче­му пра­виль­но пишет­ся «смотришь», а не «смотрешь», вна­ча­ле опре­де­лим часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит инте­ре­су­ю­щее нас слово.

Казалось, смот­ришь свер­ху на серое облач­ное меси­во (Джон Толкиен. Властелин Колец).

Анализируемое сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос: что дела­ешь? Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки помо­гут уста­но­вить, что это фор­ма гла­го­ла 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни. Поставив уда­ре­ние, выяс­ним, что удар­ным явля­ет­ся глас­ный кор­ня, из-за чего в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции неяс­но слы­шит­ся глас­ный окончания:

смо́тришь — корень/окончание

Значит, орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в напи­са­нии без­удар­ной глас­ной в лич­ном окон­ча­нии глагола.

Чтобы выбрать бук­ву «и» или «е» в без­удар­ном окон­ча­нии лич­ной фор­мы гла­го­ла, дей­ству­ем пошагово:

Рассматриваемое сло­во име­ет началь­ную фор­му — гла­гол «смот­реть», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -е-ть, что харак­тер­но для гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, например:

  • выздо­ро­веть;
  • заплес­не­веть;
  • про­ржа­веть.

Слово «смот­реть» вхо­дит в спи­сок глаголов-исключений и, несмот­ря на суф­фикс -е-, при­над­ле­жит ко вто­ро­му спряжению:

смотреть — корень/суффикс/окончание

Понаблюдаем за его изме­не­ни­ем по лицам и числам:

Все пред­ме­ты в оке­ане, когда уда­ля­ешь­ся от них, быст­ро умень­ша­ют­ся в раз­ме­рах, и это все­гда про­из­во­дит стран­ное впе­чат­ле­ние, слов­но смот­ришь в пере­вёр­ну­тую под­зор­ную тру­бу (Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан).

В кабине смот­ришь толь­ко впе­ред (Анатолий Рыбаков. Приключения Кроша).

Ты как-то пре­врат­но, недоб­ры­ми гла­за­ми смот­ришь на меня, ты видишь меня иска­жён­но, как в кри­вом зер­ка­ле (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Когда дол­го, не отры­вая глаз, смот­ришь на глу­бо­кое небо, то почему-то мыс­ли и душа сли­ва­ют­ся в созна­нии оди­но­че­ства (А. П. Чехов).

Она испы­та­ла воз­буж­да­ю­щее чув­ство опас­но­сти, как быва­ет, когда отки­нешь вуаль и смот­ришь на таин­ствен­ное боже­ство (Джек Лондон. Дочь снегов).